Эволюция магазинов приложений Google Play и App Store

Google Play Market - основные моменты 2008-2021

Эволюция платформ Google Play Market vs Apple App Store начиная с 2008 года до наших дней. И начнем мы наш обзор с Android Market.

Android Market (из сети)

Дата рождения - 22.10.2008 год.

Google объявил об открытии онлайн-площадки приложений на базе Android - Android Market. Особенность разделения прибыли 70 на 30 в пользу разработчика, при этом 30% идут на сервисные услуги и обслуживание, а  Google не получает никакой прибыли от продажи приложений.

13.02.2009 года

Android Market начинает принимает платные приложения, но только от разработчиков из США и Великобритании. К концу года эта возможность появилась у разработчиков большинства стран мира. 

2010-2011 годы

Основные события 2010 года.

Приложения нужно было искать только через фильтр категорий и никак иначе. В конце июля 2010 года в магазине было доступно 100 тыс. приложений и практически все из них были бесплатными (возможности покупки приложений на тот момент еще не было). Открывается сервис по продаже электронных книг Google eBookstore. Далее следует открытие площадки Google Music, поддержка книг и проката фильмов в Android Market для США.

В июле сообщалось, что пользователи смартфонов с операционной системой Android выполнили более 1 млрд загрузок приложений, хранящихся в Android Market. 

Переход с 2010 по 2011 год стал для магазина огромным изменением. Прелюдия к тому, что должно было произойти в следующем году с изменением названия и дизайна Google Play Store. Наличие такого количества различных площадок вносило некоторую путанницу в умы пользователей, что привело к вполне логичному шагу - all-in-one, объединить все площадки в одну.

2011 год. Новая услуга - прокат видео. Пользователи смогут брать в прокат кинофильмы за 1.99 долларов.

Представители Google сообщили, что в день в мире подключается 400 000 Android устройств. В 2011 году магазин был почти полностью реформирован, и теперь в нем более наглядно показаны лучшие бесплатные и самые популярные платные приложения. Кроме того, в отличие от предыдущих лет, уже можно было выполнить конкретный поиск из собственной панели поиска в магазине.

2012 год

Стратегия все в одном месте для Google Play Market стартовала именно в этом году - теперь книги, фильмы и приложения можно найти и скачать на одной единой площадке.

В марте 2012 года появляется новый продукт - Google Play Market, прямой конкурент iTunes.

Новый старт с Google Play Market

Особенностями нового продукта было “облачные покупки”, что обеспечивало пользователю доступ ко всем покупкам и установкам при смене устройства (новый телефон или же переход на планшет). В списке появились похожие приложения и приложения, которые были установлены пользователями после установки рекомендуемого приложения.

В марте этого года Google Play стартовал с 450 000 Android-приложениями и миллионами музыкальных треков и книг и тысячи фильмов. Кроме того, эта площадка служила магазинов для покупки девайсов от Google - например смартфоны Nexus. 

Google Play - преодолел в 2012 году отметку в 22 млрд загрузок.

2013 - 2014 года

В начале 2013 года на рынок были выпущены физические подарочные карты, так что пользователи, которые не хотят использовать свою банковскую карту для покупки приложений, могли оплатить их через подарочную карту. По состоянию на конец года было получено 26 миллионов долларов выгоды, из которых 17% приходятся на покупки в приложениях. 

В этот же период, Google внес значительные изменения в правила публикации приложений в Google Play. Они касаются описания приложений, рекламы, покупок внутри приложений, рейтинга и других моментов.  Согласно правилам, «приложения не могут содержать фальшивое или непонятное описание в любой графе, включая название, ярлык, описание и скриншоты».

В 2014 году, в магазине Google Play у приложений появляется дополнительная информация о размере файлов и рейтинге. Так же в этом году, весь магазин получил редизайн и общую концепцию Android — Material Design.

Первые победы - по итогам двух лет после объединения и запуска единой платформы, количество приложений выросло до 1,5 миллионов в сравнении с 1,2 миллионами в App Store. Google Play стал лидером по количеству скачиваний — 51% всех загрузок совершается именно из него, где пользователи отдают предпочтение бесплатным и условно бесплатным приложениям. В 2014 количество приложений в Google Play удвоилось. Самая популярная категория - Games, на втором месте — Photography, на третьем — Music, на четвертом — Business, на пятом — Entertainment. 

2015 год

Площадка Google Play Market превратилась исключительно в цифровой контент - покупку реальных девайсов исключили из магазина, переместив ее в другое место.

Сам магазин претерпел некоторые изменения структуры - выделили новые разделы, таким образом появились “Приложения и Игры”, “Развлечения” и тд. Также внедряется проверка приложений - с этого года приложения начинают проходить модерацию персоналом, что включает в себя и проверку возрастных ограничений. Старт А/В тестирования в консоли разработчика. 

Итоги 2015 - Google Play обогнал App Store по количеству приложений, но по прежнему отстает в категории доходов.

2016-2017 года

2016 - это год эволюции значков Google Play - теперь все связанные приложения имеют схожий вид, более привычный нам сейчас. 

Вид значков приложений от Google

Также произошло расширение доступности приложений на Chromebook. Появился раздел “В тренде”, который освещал самые популярные приложения и игры.

Презентовали Family Library - появился семейный доступ к платным приложениям, которым можно делиться в рамках семьи. В Google Play Family Library можно обмениваться практически всем, исключая музыку — ее раздать не получится из-за авторских прав

2017 год - 2,77 млн приложений и игр, доступных для скачивания в Google Play Market. И это без учёта количества фильмов, сериалов, музыки, книг и журналов, также доступных на площадке.

В Google Play начали помечать приложения, содержащие рекламу.  Были добавлены новые категории, такие как «свидания», «автомобили» и другие. С другой стороны, Google начал выявлять мошеннические методы, такие как поддельные установки, поощрения, и начал наказывать приложения, использующие эти методы.

Была внедрена новая модель дохода для подписок: разработчики получают 85% дохода, что является большим изменением по сравнению с 70% в предыдущие годы.

2017 год - это год изменений в консоли разработчиков, появилась «Консоль Google Play».

Еще одним важным этапом было изменение алгоритмов поиска, например, стало учитываться взаимодействие пользователя с приложением после его установки.

Наконец, в конце 2017 года Google запустил «Google Play Protect». Этот запуск стал прогрессом в защите пользователей от приложений, содержащих вредоносные программы.

2018-2019 года

2018 - довольно спокойный год в эволюции маркета. Одним из знаковых событий, стало информирование пользователя о том, зафичирено ли интересующее его приложения и в каких подборках оно присутствует. 

Платформа продолжает бороться с вредоносным ПО - под пристальное внимание попали приложения по QR кодам и криптомайнеры.

2019 - это год изменений и появления множества новых функций. 

Приложению в зависимости от категорий можно присваивать теги (до 5 тэгов), для того, чтобы пользователю легче было его находить. 

В консоли разработчика появились пользовательские списки, максимум 5 и можно использовать их более, чем для одной страны. Это было создано с целью оптимизации и локализации приложения под географические и культурные особенности различных стран. 

Меняется подход в расчете средней оценки приложения - последняя оценка имеет наибольший вес.

17 апреля 2019 года стало известно, что компания Google внесла изменения в политики безопасности Play Store, благодаря которым разработчики вредоносных Android-приложений больше не смогут публиковать свои продукты в магазине - каждое приложение должно в обязательном порядке проходить сложную проверку и тестирование безопасности.

Наконец, в сентябре 2019 года рекламные ролики со списками приложений начали автоматически воспроизводиться в листинге, а также в некоторых результатах поиска.

2020 год

Год более персонализированного подхода к пользовательским запросам - статичный и единый интерфейс магазина приложений меняется и становится динамичным. Все больше, поведение и предпочтения пользователя влияет на внешний вид страницы Google Play  - какие приложения уже были установлены на девайс, какие поисковые запросы были реализованы в маркете, все это влияет на формирование рекомендаций со стороны Google Play.

Из новостей 2020  - это Epic Games подала в суд на Apple и Google за удаление Fortnite из магазинов приложений, что вызвало довольно серьезный ажиотаж и привлекло много внимания к вопросам комиссии сторов и их взаимоотношениями с разработчиками.

19 марта 2020 года стало известно, что компания Google начала блокировать установку приложений на мобильные Android-устройства в случае, если они были загружены не из магазина Google Play. 

2021 год

Текущий вид Google Play Market претерпел существенные изменения начиная с момента основания.

Play Market 2021

Текущий год принес снижение комиссии для разработчиков с 30 до 15% (не для всех конечно, был озвучен список требований как к приложениям, так и к контенту).

Создан отдельный раздел “Политики и программы”, чтобы обеспечить простое и понятное  соответствие требованиям и правилам.

Новая консоль SDK Google Play - оперативное оповещение разработчиков о проблемах с SDK.

Изменение политики Google Play в отношении метаданных приложения, включая его визуальные элементы.

Пакета Android App Bundle - позволяет оптимизировать размер приложения по сравнению со стандартным APK.

Расширение возможности оплаты - добавили 34 новых местных формы оплаты на 30 рынках по всему миру.

Apple App Store: эволюция с 2008 года до наших дней

Мы познакомились со всеми основными вехами развития Google Play Market, теперь давайте обратим внимание на то, как развивался его основной конкурент - App Store.

Дата рождения - 10 июля 2008 года

О появлении данного стора было объявлено в марте 2008 года и в июле App Store появился с доступными 500 приложениями. Напоминаем, что Google Play был анонсирован в августе под названием Android Market и был запущен в октябре.

2008 год

Результаты первых месяцев были заметны - всего через месяц после запуска было сделано более 60 миллионов загрузок, два месяца после запуска было доступно 3 000 приложений и уже было сделано 100 миллионов загрузок. 

App Store 2008

Из интересного - топ популярных приложений за это период:

  • Пандора Радио
  • Facebook
  • Tap Tap Revenge
  • Shazam
App Store 2008

2009 год

Год роста, эволюции и улучшений.

В апреле было достигнуто 1 млрд установок приложений с общим количестве в сторе 35 тыс. приложений. В сравнении с Android Market, где на тот момент насчитывалось всего 2 300 приложений.

Доступность App Store на тот период - 77 стран.

Выход iOS 3 с возможностями «Найди мой iPhone», улучшения в браузере Safari и дополнительные возможности управления текстом.

Push-уведомления - что стало настоящей находкой для разработчиков и маркетологов, c возможностью напомнить пользователю о приложении, которое в данный момент не используется.
К концу года, количество загрузок, приложений и разработчиков в App Store удвоилось.

Суммарная стоимость всех приложений в Apple App Store равна 144 326 USD.

2010 год

Продажи приложений составили 1,7 млрд долл.

Согласно отчету британской IHS, самым популярным магазином мобильных приложений является App Store - его доля на рынке составила 83% среди общих доходов (в 2010 году - 1,7 млрд долл.; в 2009 году - 769 млн долл.)

Для сравнения, Android Market стал вторым по числу приложений, ассортимент которых в декабре 2010 г. превысил 200 тыс. позиций с 2,5 млрд установок.

Июнь 2010 - старт iOS 4 с возможностью создания папок приложений и многозонностью. Также была запущена знаменитая платформа iAD, которая позволяла разработчикам встраивать рекламу в свои приложения для возможности дополнительного заработка.

iOS 4

2011 год

На начало года App Store имеет в арсенале более 350 тыс. приложений с доступностью на 90 стран мира. Весь стор делиться на категории: игры, бизнес, новости, здоровье, справочные материалы и путешествия.

Заявлено о 160 млн. пользователей iOS с количеством загрузок свыше 10 млрд. приложений.

Но, не смотря на выдающиеся показатели, 2011 стал для корпорации Apple годом потерь. В октябре в Пало-Альто в возрасте 56 лет скончался Стив Джобс, основатель и идейный вдохновитель. 

В этом году выходит iOS 5 со знаменитым «iMessage», но без каких-либо новостей для разработчиков. 

Конкурент Android Market тем временем ростет быстрыми темпами, медленно, но уверенно догоняя App Store.

2012 год

App Store по итогам 2012 года стал лидером по, так называемым, прямым доходам, которые включают в себя доходы от платных приложений, продажи внутри приложений и доходы от сервисов подписки - 3,45 млрд евро (из всего рынка мобильных приложений в 5,1 млрд евро).

Но что же нового, кроме достижений? Именно в этом году наконец-то появились Рекомендации стора - такие категории как App of the week, Editor’s choice и тд. 

Таким образом, пользователи могли знакомиться с новыми приложениями, а разработчики старались попасть в избранное - что приносило расширение пользовательской базы, установки и соответственно доходы.

В 2012 Apple изменила алгоритм поиска  App Store, и на поисковую выдачу начали влиять рейтинги пользователей и ключевые слова, которые использовались в поле метаданных App Name.

Выход iOS 6 - появились собственные Карты (до этого самым используемым приложением были Google Maps), Passbook (нынешний Wallet), новый дизайн App Store и многое другое.

iOS 6

И одно из самых важных обновлений - Apple презентовал раздел для рекомендаций под названием “genius” и более медленный метод поиска, в котором отображалась информация о приложении, Тем самым вынудив разработчиков вплотную заняться ASO оптимизацией приложений.

2013 год

Этот год стал знаковым и ознаменовался выходом известной iOS 7 с новым центром уведомлений, увидели свет AirDrop и AirPlay. Apple снова изменила алгоритм своего магазина приложений - что дало толчок и повышенное внимание в вопросах оптимизации приложений. 

iOS 7

Количество приложений, загруженных пользователями, достигло 50 000 миллионов в App Store, а в Google Play Market, в тоже время, это показатель увеличился более чем в два раза 102 000 миллионов загрузок приложений.

И вообще, сравнение App Store и Google Play в этом году показало интересные результаты:

Доля рынка: Google Play Market - 74,4% vs App Store - 18,2%. Но! Ежедневный доход: Google Play Market - 1,1 млн. долл. vs App Store - 5,1 млн.долл

2014 год

Изменения, которые стартовали в прошлом году продолжаются и в этом. И именно алгоритмы поиска. Если до этого времени пользователю было необходимо ввести поисковый запрос полность, для формирования поисковой выдачи, то с этого момента запускалась функция Предполагаемый поиск. Благодаря ему, кроме результатов поисковой выдачи, можно было увидите связанные поисковые запросы.

Эти изменения привели к существенным переменам в ASO оптимизации, расширили понимание алгоритмов поиска и улучшили работу с семантикой - ключевыми словами приложений.

iOS 8 - новый выпуск принес некоторые улучшения и новые функции, такие как, Сообщество, интерактивные уведомления, благодаря которым с тех пор вы можете отвечать на сообщение прямо из уведомления. Было заявлено о функции Tap to Talk, которая позволяет отправлять голосовые сообщения, видеозаписи и фотографии.

App Store начал показывать превью листинга в магазине. Это дало разработчикам приложений еще больше способов охватить свою аудиторию и  сосредоточить свои усилия на ASO оптимизации.

Также в этот год происходит презентация “самого персонализированного гаджета в мире” - Apple Watch.

2015 год

Улучшения и эволюция поискового алгоритма App Store.

Про App Store было 2 новости: введение категории Покупки в магазине и изменение нового алгоритма. Именно этот год можно считать годом создания текущего алгоритма поиска. Остановимся на этом поподробнее. Ведь именно тогда, индексация приложений начала происходить по хорошо известной сейчас схеме - комбинация ключевых слов из полей метаданных.

iOS 9 - теперь Карты поддерживают общественный транспорт,   приложение Заметки позволяет записывать идеи новыми удобными способами, а приложение «Новости» подбирает контент на основе ваших интересов

Выход Apple Music — революционного сервиса потоковой музыки. 

2016 год

Самым знаковым событием этого года стал запуск Apple Search Ads. Так как, попытка завоевать расположение разработчиков предыдущим сервисом iAD не увенчалась успехом. Именно поэтому Apple свернула этот проект и попробовала заново. И они презентовали Apple Search Ads, собственную рекламную платформу App Store, на которой вы можете продвигать свое приложение в разделе поиска по общим ключевым словам, ключевым словам бренда или конкурентам, а также появляться в топ-чартах.

Обновление требований к метаданным приложения привело к сокращению поля App Name с 225 до 50 символов. 

Также в этом году произошла большая чистка контента - в подтверждении своего негативного настроя по отношению к устаревшим приложениям, App Store решил до конца года удалить из своего магазина около 50 000 приложений. 

iOS 10 - с доработанным экраном блокировки, ограниченной сторонней поддержкой Siri, обновленным приложением «Карты» и, конечно же, улучшениями iMessage.

iOS 10

2017 год

Изменения алгоритмов поиска App Store претерпевают очередное изменение, что дает пищу для размышления ASO специалистам. 

И новинок - возможность отвечать на отзывы пользователей прямо в App Store Connect. 

И как уже стало понятно, ежегодное обновление операционной системы ознаменовало выход iOS 11. С которой, пользователям будут доступны  приложения дополненной реальности и множество фотоэффектов.

В iOS 11 полностью обновлён магазин App Store: находить приложения и игры теперь еще удобнее, чем прежде.

Метаданные имеют все более привычный нам вид: App  Name вместо 50 символов было доступно только 30, что оставило меньше места для оптимизации в этом поле. Еще одной новостью стало то, что поля Subtitle - 30 символов и Promotional Field 170 символов стали доступными для оптимизации.

В декабре 2017 года компания Apple опубликовала несколько новых правил для App Store, где подробно описаны политика и новые требования, которые должны соблюдаться разработчиками, чтобы их приложения были одобрены для размещения. Apple обещает сделать программу Apple Developer Program бесплатной для правительств и некоммерческих организаций, начиная с 2018 года.

В App Annie подсчитали, что с 2008 года, когда был запущен App Store, до конца 2017-го объем скачиваний приложений достиг 170 млрд, а суммарные расходы пользователей превысили $130 млрд.

2018 год

Событиями этого года стали - запрет на публикацию частными лицами приложений VPN для iPhone и iPad. Также ужесточились требования, к защите и хранению персональных данных пользователей.

На WWDC 2018 года было объявлено, что за 10 лет работы App Store  разработчики, размещают там свои приложения и игры, заработали на них более $100 млрд. App Store, каждую неделю, посещают свыше 500 млн активных пользователей по всему миру.  По итогам 2017 - количество приложений уменьшилось, что вполне объяснимо в связи с ужесточением требований к приложениям.

Но для ASO оптимизации, эти годы запомнились из-за изменения структуры полей метаданных, которые позволяют приложению индексироваться:

  • Имя приложения оставалось самым важным полем с теми же 30 доступными символами.
  • Подзаголовок также оставался важным полем для оптимизации, поскольку в нем было 30 символов, что помогало при ранжировании.
  • Рекламное объявление сохранило структуру из 170 символов, но оно перестало быть индексируемым для алгоритма App Store и стало полем, которое в основном повлияло на коэффициент конверсии.
  • Ключевые слова» - было новым полем, появившимся в App Store Connect, со 100 доступными символами и готовым служить дополнительной помощью к существующим полям для индексации наиболее важных ключевых слов.
  • Появились элементы новостей, которые помогли позиционировать листинг приложения на конкретном языке с поддержкой других дополнительных языков (дополнительные локали).

Выход iOS 12 принес пользователям - повышенную производительность системы, новые возможности дополненной реальности, Memoji и функцию «Экранное время» на iPhone и iPad.

2019 год

Объём платежей и покупок через систему App Store по итогам 2019 года превысил $519 млрд. Разработчики в App Store зарабатывают на 64% больше, чем в Google Play

Судебные тяжбы - мае 2019 года Верховный суд США признал магазин приложений App Store монополией и разрешил пользователям подавать антимонопольные иски с претензией к корпорации.

iOS 13 - тёмная тема, расширенные функции фото и камеры, функция входа через Apple и полностью обновленные Карты.

Apple представляет передовой сервис Apple News+ для чтения журналов и новостей, подписчики получат полный индивидуальный доступ более чем к 300 изданиям прямо в этом сервисе.

2020 год

В App Store появляется все больше и больше приложений и избранных приложений, настроенных для каждого пользователя, оставляя позади, в прошлом статический интерфейс, в котором все пользователи видят одно и то же. Весь контент - это результат действий самого пользователя, его выбора и интересов. Темная тема повысила привлекательность интерфейса. Для ASO появляется еще один интересный момент - все больше поисковых запросов пользователями вводится голосовым набором, что нужно учитывать при оптимизации. 

В App Store добавлены новые категории для приложений: Инструменты разработчика и Графика и дизайн.

2020 год также стал годом, когда Apple внесла существенные изменения, связанные с конфиденциальностью, в рамках выпуска iOS 14. Объявление вызвало шок в отрасли, побудив Apple отложить его исполнение до «начала 2021 года».

Новые судебные разбирательства - теперь между корпораций и разработчиком Epic Games.

2021 год

Самая ожидаемая новость для ASO специалистов - запуск А/В тестов на iOS 15. 

App Store позволит вам A / B-тестировать визуальные элементы страницы вашего приложения, чтобы попытаться получить лучшие результаты и повысить  конверсию в загрузку.

Так же с iOS 15 появится  возможность создавать дополнительные версии исходной страницы продукта и направлять на них определенную аудиторию с помощью уникального URL-адреса. С целью:

  • Создавать  разные страницы продуктов и загружать их независимо от опубликованной версии.
  • Публиковать до 35 страниц продукта одновременно.
  • Контролировать и анализировать данные каждой страницы продукта - просмотры, показы, загрузки, коэффициент конверсии и т. п.

События в приложении - отличный инструмент для расширения охвата аудитории, ведь пользователи могут об этом узнавать непосредственно через App Store.

Виджет App Store и виджет Game Center - включает в себя истории и коллекции разработчиков, и отображения вкладки Сегодня, прямо на вашем экране.

Важность ASO оптимизации уже признана всеми разработчками, как долгосрочный источник органического трафика.

Но год 2021 еще продолжается - ждем новостей и будем держать вас в курсе!

Оптимизируйте легко вместе с ASOMobile💙

Рекомендуемые статьи
В этой статье мы анализируем самые популярные ключевые слова и сравниваем их с трендами прошлых лет,...
Tatiana Odnorozhenko
19.12.2024
ASO Dashboard обновил свой функционал — это инструмент для  быстрой оценки эффективности нашей ASO оптимизации....
Tatiana Odnorozhenko
13.12.2024
App Report — новый инструмент ASOMobile, который позволит провести комплексный и детальный ASO анализ нашего...
Tatiana Odnorozhenko
11.12.2024
Дайджест ASO новостей — это наше стремление быть в курсе обновлений, которые произошли на рынке мобильных...
Tatiana Odnorozhenko
05.12.2024
Почему важность изучения рынка мобильных приложений сложно переоценить и какими инструментами для...
Tatiana Odnorozhenko
28.11.2024
Сегодня мы обсудим категорию шоппинг-приложений и ключевые тенденции в развитии электронной коммерции....
Tatiana Odnorozhenko
25.11.2024
ASO Creator — это инструмент по созданию метаданных приложения, который теперь получил усиления в виде...
Tatiana Odnorozhenko
18.11.2024
Кроме самых популярных площадок для мобильных приложений, существуют еще множество альтернатив, и...
Tatiana Odnorozhenko
08.11.2024

Заполните форму, чтобы получить книгу