Зарегистрироваться

ASO для азиатских стран: Китай, Корея, Япония

Если вдруг вам показалось, что вашему приложению некуда больше развиваться и расти, самое время подумать про ASO для азиатских стран. Немного про сам регион, ведь по прогнозам к 2030 году доля смартфонов на душу населения превысит 90% (подозреваем, что к тому моменту появятся смартфоны для младенцев). 

Когда мы говорим про азиатский рынок, стоит также упомянуть о появлении, благодаря ему, такого понятия, как супер приложения. Такой термин применяется к приложениям, которые объединили в себя несколько различных функций в одном интерфейсе. Речь пойдет о социальных приложениях, приложениях для обмена сообщениями, для покупок, банковских операций и т.д. - все в одном флаконе. 

Примером супер приложений могут служить:

  • WeChat (Китай, запуск в 2011 году), приложение объединило в себе покупки, услуги, транспорт, туризм и финансы. WeChat имеет более 1,3 миллиарда активных пользователей и является самым популярным приложением в стране.
  • LINE (Япония, созданное в 2011 году), кроссплатформенное приложение, которое является доминирующим мессенджером на рынке Японии, Таиланда и Индонезии. Количество активных пользователей 178 миллионов.
  • Стоит также упомянуть Paytm, Grab, Goto и Zalo на рынке Индии,Сингапура, Индонезии и Вьетнама.

Азиатский регион большой и разнообразный, но мы сосредоточим внимание на его части и посмотрим, про какие страны пойдет речь:

  • Китай
  • Гонконг
  • Япония
  • Южная Корея

Китай и рынок мобильных приложений 

За 2022 год число пользователей смартфонов превысило 1,04 миллиарда. По прогнозам число пользователей будет увеличиваться и достигнет 1,18 миллиардов. Принимая в расчет общее количество пользователей в мире (около 6,6 миллиардов), то Китай занимает примерно 15% от общего количества пользователей. 

Количество приложений, доступных для загрузки в Китае составляет 2,3 миллиона на середину 2022 года.

Statista

Самая популярная категория - short видео.

Кроме приложений для общения и обмена мгновенными сообщениями, китайские мобильные пользователи тратят значительное количество времени на видео развлечения. По состоянию на последний квартал 2022 года на short video apps, приходилось около 38 процентов времени ежедневного использования приложений китайскими пользователями.

Самые популярные приложения за 2022 - WeChat, Alipay и QQ.

В 2022 году на долю китайских пользователей приходилось около 35% мировых потребительских расходов на мобильные приложения. Достаточно сказать, что китайская экономика приложений процветает.

Гонконг и его рынок мобайл

Про него мы поговорим отдельно от Китая, так как его показатели мобильного рынка стоят упоминания:

  • 1,28 миллиардов долларов, именно столько тратят на мобильные приложения пользователи из Гонконга.
  • Доля Apple и Samsung занимает 76% процентов, из которых Apple лидирует.
  • Процент владельцев смартфонов среди населения - около 80%.

Гонконг является одним из крупнейших рынков мобильных приложений в мире. Уступая более густонаселенным Бразилии и Таиланду, этот небольшой полуостров занял 16-е место по потребительским расходам в 2021 году.

В Гонконге один из самых высоких показателей проникновения смартфонов в Азии. Смартфоны есть почти у 90% жителей Гонконга старше десяти лет, что примерно, соответствует семи миллионам человек владеющих смартфонами.  

В категориях приложений все более или менее однородно - 80 процентов пользователей используют мессенджеры, и используют их ежедневно. Приложения для социальных сетей заняли второе место, а игровые приложения - третье место.

Самое популярное не игровое приложение TikTok с ежемесячной установкой в более 150 тысяч раз (данные марта 2023 года). Что касается мобильных игр, то в январе 2023 года казуальная игра Goose Goose Duck, выпущенная Gaggle Studios, стала ведущим бесплатным игровым приложением в Гонконге с более чем 86 000 загрузок, KartRider: Drift - на втором месте с примерно 56 500 установками.

Доля пользователей, которые пользуются shopping приложениями каждый день - более 20%.

Рынок мобильных приложений Южной Кореи

Родина одного из самых популярных смартфонов в мире не может не представлять интерес для мобильных приложений. Кстати, доля рынка смартфонов Samsung в Южной Корее - 63,2%.

По данным Statista , Корея занимает 4-е место среди крупнейших мировых рынков мобильных приложений. Но сложность этого рынка представляется тем, что локальные приложения теснят даже мировых гигантов. Для понимания, можно посмотреть на популярность поисковых систем в 2022 году (и мы не увидим Google на первом месте):

  1. Naver
  2. Google
  3. Daum

Но рынок по-прежнему остается интересным для расширения географии наших приложений и сейчас вы поймете почему:

  • Общий доход на рынке приложений к 2022 году составил 14,8 миллиардов долларов, а прогноз на 2027 годы обещает 22,37 миллиарда долл.
  • Доход от in-app покупок к 2022 на уровне 11,22 млрд. долл, доходы от рекламы - 3,52 млрд.
  • Количество загрузок 1 796 млн. к концу 2022.

И если ваша голова закружилась от открывающихся перспектив, тогда читаем дальше.

Пользователи смартфонов представляют собой более 97% населения. Среднее время проведенное в смартфоне - 5 часов в день.

Говоря про рынок Южной Кореи, будет просто преступным умолчать про мобильные игры. Ведь второе, что приходит на ум после Samsung - это киберспорт, но поверьте, мобильные игры тоже не пасут задних, по данным Statista 84% геймеров играют в мобильные игры.

Согласно исследованию Apptopia, в прошлом году мобильные игры на всех платформах в Южной Корее были скачаны более миллиарда раз. 

Япония: мобильный игры и приложения

Япония является еще одним источником роста и расширения географии вашего приложения. Несмотря на свои небольшие размеры, эта страна может похвастаться немалым влиянием на мировой мобильный рынок. Смотрим на цифры:

  • Количество пользователей смартфонов 101,7 миллионов на 2022 год (прогноз на 2027 год говорит о показателе в более 115 миллионов пользователей).
  • Наличие супер приложения LINE, которое родом из Японии.
  • Самое доходное приложение за 2022 год Piccoma, далее следуют мобильные игры.

Что касается смартфонов, то там правит бал iOS. В 2022 году доля Apple на рынке смартфонов в Японии составила примерно 66 процентов.

Поведение пользователей, согласно исследованиям, показывает предпочтение в установке бесплатных приложений и основной доход разработчиков приходится на in-app покупки. Самые популярные категории составляют мессенджеры и социальные сети.

Рынок мобильных игр развивается и не теряет свою популярность, ведь значительная часть пользователей играет в мобильные игры ежедневно.

Специфика ASO оптимизации для азиатских стра

Довольно сложно выделить отличительные черты, так называемого, азиатского региона. Все страны имеют разительные отличия в поведении пользователей, государственном регулировании и культурных особенностях. Если вы внимательно читали вышеуказанную статистику, то вы с нами согласитесь, что унификация требований к оптимизации приложений скорее всего приведет к не лучшему результату. Поэтому мы попробуем выделить особенности каждой страны, которые потом смогут пригодиться в работе ASO специалиста, в случае если вы планируете расширение и привлечение пользователей в этих регионах.

ASO для китайского рынка

Стоит сразу же обозначить, что китайский рынок приложений обширен и многообразен, сами же магазины приложений также отличаются вариативностью, подробнее вы можете ознакомиться с нашими статьями:

App Store, в отличие от Google Play, не имеет никаких проблем с присутствием в Китае, в то время, как сервисы Google всячески блокируются и подвергаются гонениям. Но, не смотря на это, Android лидирует на китайском рынке, благодаря альтернативным маркетам. Это одновременно и радует и настораживает, давайте разберемся почему. Правила игры будут меняться в зависимости от магазина приложений, поэтому привычные нам чек-листы для оптимизации под iOS и Android могут послужить лишь на половину. 

Давайте обратим внимание на iOS, благо что поведение пользователей в китайских реалиях не отличается от глобальных трендов, а следовательно - пользователи Apple тратят больше, чем их собратья в Android версиях. Это демонстрирует нам отличные возможности, потому что ASO для iOS приложений - понятный процесс для каждого ASO специалиста. Для оптимизации под другие магазины для приложений на базе Android придется изучать специфику каждого.

Ну что ж, но App Store можно и нужно освоить, скажете вы и будете совершенно правы, если бы не одно но - культурная и языковая разница.

Китайская оптимизация приложений обязана начинаться с того, что у вас будет надежный переводчик, а лучше нейтив с пониманием специфики региона. Как в принципе и для любой страны, наличие “своего человека” владеющего особенностями и культурными отличиями будет в плюс. Но Китай, в этом случае, стоит поставить на первое место - китайский язык слишком сложен, специфичен и имеет массу оттенков (уж про использование гугл переводчика тут речь точно не идет). Точность определений и правильная расстановка иероглифов, все это оттенки успешной оптимизации. 

Идем дальше - культурные особенности. Взгляните хорошенько на топ популярных приложений в поисковой выдаче китайской локали, что-то бросается в глаза? Разница в предпочтениях пользователей касательно визуальных элементов очевидна. Локальные приложения доминируют, так как соответствуют ожиданиям пользователей, а не копируют западный стиль оформления страницы. 

Уже упомянув сложность китайского языка, стоит также обратить внимание на его лаконичность. Иероглиф может означать слово или словосочетание, что для оптимизации (где каждый символ на весь золота) - широкие возможности. Но и тут нужно не перегружать пользователя, вписав целое предложение в название (проанализировав достаточно практических кейсов по оптимизации, можно сказать, что среднее количество иероглифов для названия игры или приложения - 5).

Ну и раз мы уже с вами находимся посреди лингвистических дебрей, нужно вспомнить про наличие традиционного китайского языка (который популярен в Гонконге, Тайване и Макао) и упрощенного для прочей территории Китая, Сингапура и Малайзии). Еще одним небезызвестным фактом будет популярность португальского языка в Макао (плюс это регион известен своими казино и азартными играми - чем не информация к размышлению).

Метаданные приложений для Китая

Название приложения - переводить или нет, вот в чем вопрос. Ответом будет - все очень индивидуально. Если посмотреть на поисковую выдачу, то многие популярные игры и приложения переводят свои брендовые названия, кто-то смешивает бренд и другие ключевые слова иероглифами или полностью переводит название. Например QQ - популярный мессенджер, несмотря на китайское происхождение, имеет название латинскими буквами. Неважно, оставите вы название в оригинале или переведете, главное убедитесь в отсутствии двойного значения, некорректной трактовки и вообще - соответствие перевода действительности. Возможно, выбор совершенного нового названия поможет найти вашему приложению путь к сердцу китайских пользователей. Альтернативой, может быть указание оригинального названия игры или приложения в скобках, благо лаконичность иероглифов это позволяет, и вы уложитесь в 30 законных символов.

Если воспользоваться ресурсом Similarweb , то в Топ самых популярных приложений вы можете увидеть как полностью локализованные названия, смешанные и оригинальные.

Правила для ключевых слов, которые вы будете использовать в названии не меняются в зависимости от страны оптимизации - все ключевые слова должны быть релевантны, частотны и еще, для iOS приложений мы обязательно учитываем показатель Search Ads (ведь он есть для гео Китай).

Подзаголовок - полностью вторим написанному для названия. Проверяем перевод на адекватность, используем релевантные ключевые слова и проявляем осторожность при сочетании иероглифов,так как некоторые комбинации могут быть неоднозначными. И еще помните, не нужно добавлять отступы или пробелы между иероглифами.

Описание - если мы говорим про поле iOS приложений, можно не стараться. Но если речь пойдет про взаимодействие пользователей, то рекомендуем делать описание кратким, с четко выделенными функциями и пользой для пользователей. Особое внимание стоит уделить социальным бенефитам - особенность культурного восприятия крайне чувствительна в вопросах статуса и социальных норм. 

Визуальные элементы:

Вот здесь нужно быть предельно внимательными, так как именно это путь к ваши пользователям. Мы уже обращали ваше внимание, что поисковая выдача на китайском рынке отличается от европейских и западных трендов. Поэтому стоит уделить внимание местным особенностям и тенденциям. 

Особенности оформления иконок:

  • использования брендового логотипа на иконке ( особенность графического начертания языка позволяет скрыть название в логотипе).
  • игровые персонажи имеют более человеческий характер отображения, меньше мультяшности ближе к человеку.
  • сильное влияние цветовой гаммы, так как религиозный и культурный аспект этой страны имеет сильное влияние на восприятие. Красный, как цвет процветания и богатства, цвета которые отображают природные элементы и т.д.

Скриншоты тоже имеют свои особенности - для примера мы сравнили, как выглядят скриншоты супер приложения WeChat для рынка Китая и США, разница более чем очевидна.

WeChat China
WeChat USA

Мы уже достаточно рассказали о важности культурных особенностей, но все же, стоит упомянуть еще и о деликатных моментах в визуальном оформлении. Любые элементы, которые трактуются, как насилие, азартные игры, алкоголь, могут стать причиной бана вашего приложения. Используйте яркие и контрастные элементы, возможно, на европейский взгляд будет казаться, что визуальное оформление слегка переполнено информацией, цветами и картинками, но помните - это вы здесь приглашенный гость, ваша задача понравиться пользователям и они не останутся равнодушными.

ASO для корейского рынка

Вернемся назад к фактам и статистике. Доминирование Samsung на корейском рынке конечно заинтересует нас с точки зрения ASO оптимизации, которую здесь можно традиционно делать для двух магазинов - Google Play и App Store. Но внимательный читатель нашей статьи про альтернативные рынки приложений вспомнит и про Galaxy Store - фирменный магазин приложений всех смартфонов Samsung. 

Итак платформы для оптимизации:

  • App Store
  • Google Play
  • Galaxy Store

Так как корейский рынок мы рассматриваем следом за китайским, стоит сразу же обратить ваше внимание на следующие факты - несмотря на то, что корейский тоже является иероглифическим языком, правила китайского здесь неприменимы, но и здесь есть диалекты (государственным считается сеульский диалект и именно его стоит использовать при локализации). И еще, иероглифы в корейском это слоги, не слова!

Мы снова сталкиваемся с новой культурой, поведением пользователей и их предпочтениям. В отличие от Китая, Южная Корея активно использует колоссальное количество английских слов, что поможет нам в процессе оптимизации приложения под данный рынок. Хотя ложные друзья переводчика ждут нас и на этом поприще - проверяйте значение английских слов в корейском, так как оно иногда может быть неполным или же противоположным.

Метаданные приложений для Южной Кореи

Учитывая предыдущую информацию, сбор семантического ядра будет происходить на двух языках - английском и корейском, не удивляетесь если первый окажется в большинстве. Корейские пользователи хорошо знают английский и часто вводят поисковые запросы именно на нем. 

Название и краткое описание (сабтайтл) - правила ASO оптимизации никто не отменял, а релевантность и трафик будут основными факторами использования слов. Плюс, важность корректного перевода и интерпретаций - позаботьтесь о том, чтобы у вас был человек, который проверит порядок слов в предложениях, падежи и числительный (в корейском таких деталей не меньше, чем в любом другом языке).

Описание - текст будет больше использоваться, как фактор индексации, чем как способ убедить пользователя в уникальности вашего приложения (скорее всего его просто не откроют). 

Для текстовых метаданных справедливо будет отметить, что иероглифы означающие слог, а не букву значительно экономят место. Пробелы уже ставятся между словами, не забывайт об этом, но и тут могут быть варианты - экономя время, пользователи часто объединяют короткие слова, которые потом превращаются в поисковые фразы без пробелов. 

Визуальные элементы:

И здесь не правит бал дух минимализма. Красочные, иногда загроможденные визуальные элементы - иконки с персонажами, сложные графические решения и стиль аниме, все это представляет собой привлекательное оформление страницы вашего приложения.

Если ваша визуальная оптимизация содержит фотографии людей, убедитесь, что они имеют корейскую внешность - это является очень важным фактором для пользователей.

Цветовые решения также важны (как и в любой культуре, которая имеет древние и хорошо сохраняемые традиции). Для корейской культуры цветовые решения в красных и черных тонах будут иметь отрицательную окраску, а желтый и зеленый цвет - наоборот. 

ASO для Японии

Здесь лидирует iOS, но и про Google Play не стоит забывать. Пользователи японского рынка известны своей щедростью, ведь Япония лидирует по расходам на мобильные приложения на душу населения. Но при этом, пользователи больше склонны к бесплатным приложениям. Как так? Да все довольно просто - здесь доминируют in-app покупки. Обязательно учитывайте этот факт при планировании монетизации. Но давайте обо всем по порядку.

Особенности японского языка - нет пробелов, несколько форм письма, очень строгий порядок слов и отсутствие будущего времени. Отличие форм письма предполагает, что иероглифы могут означать слог, звук, а в другой форме письма это будет понятие, идея.

Метаданные для японской локализации 

Особенности языка будут очень сильно влиять на текстовую оптимизацию. На моменте сбора семантики вам уже нужно заручится лингвистической поддержкой, ведь некоторые ключевые слова будут иметь различный показатель трафика в зависимости от формы письма, которое используется (в практических советах всегда звучит так - проверяйте обе формы).

Еще одной особенностью является время - хронология японского восприятия привязана к эпохам правления императорских династий, что очень далеко от европейского и западного стиля.

Нумерология вошла в чат, при упоминании ASO для Японии. Уж большего акцента на цифры и представить сложно - вспомните Хатико. Избегайте чисел 4, 9 или 13 - все они несут негативный оттенок для японского пользователя. Если вдруг ваши метаданные или визуальные элементы содержат цифры - будьте бдительны.

Визуальные элементы:

Самый главный момент для азиатской визуальной оптимизации - забудьте про минимализм. Вся информация в одном месте- это девиз японского стиля оформления. Внимательно изучайте особенности ниши, удачно оформленные приложения и берите пример.

Особенности визуального ASO для Японии:

  • Концентрация текста и изображений на скриншотах поражает, но таков путь японской визуальной оптимизации.
  • Цвета и оттенки очень важны в японской культуре, что тоже необходимо учитывать при оформлении. У цветов даже есть гендерная окраска, например, красный это женский цвет, а синий - мужской. 
  • Сезонность, как часть японской культуры может и должно находить свое отражение в визуальной оптимизации - цветение сакур, сезон глицинии, стихии и природный цикл. Сезонная оптимизация это один из ключиков к сердцу японского пользователя.
  • Иконки и текст. Это еще раз подтверждает отличие в подходах к оформлению, часто густо в японской поисковой выдаче вы можете наблюдать текст на иконках.
  • Внешность. Японская внешность обязательна, ведь мы предлагаем продукт или игру именно на этом рынке.
  • Режим комикса. Речевые пузыри, яркие эмоции, обращение к пользователям, милые персонажи в стиле аниме. Все это соответствует ожиданиям и вкусам пользователей.

ASO для азиатских стран: инструменты для оптимизации

Кроме понимания культурных особенностей и помощи переводчиков, вам необходимо использовать набор инструментов, которые позволят вам собрать семантическое ядро, разработать метаданные и оценить результаты. На платформе ASOMobile можно собрать семантическое ядро для интересующих нас гео, плюс там есть встроенный переводчик, которые позволит собрать черновой вариант семантического ядра, который можно отдать переводчику на проверку.

App Keyword поможет проверить, по каким ключевым словам индексируется приложение, с каким показателем трафика и на каком месте в поисковой выдаче. Для локализации мессенджера для китайского рынка, вы можете взять за основу супер приложение WeChat и найти семантику:

*не забываем про возможность автоперевода

Для формирования метаданных, мы будем использовать ASO Creator (например для локализации под корейский рынок)

А для поиска трендов ниши и идей визуального оформления стоит воспользоваться инструментом Visual Comparison.

Давайте подведем итоги

Азиатский рынок, а точнее та его часть, которую мы рассмотрели в нашем исследовании, является отличной перспективой для роста и развития вашего приложения. Да, это рынок другой, требующий очень скрупулезного подхода и учитывания множества деталей. Мы не можем назвать этот обзор полноценным руководством по ASO оптимизации для Китая, Кореи или Японии, так как, каждая страна отдельно это тема для глубокого исследования. Но очень надеемся, что смогли заинтересовать вас захватывающими перспективами и очертили те факторы и особенности, на которые нужно обратить ваше особое внимание.

Аригато, Се се, Камсамнида!

Оптимизируйте легко вместе с ASOMobile💙

Рекомендуемые статьи
Семантическое ядро приложения — фундамент, основа основ работы с оптимизацией мобильных приложений. Практически любая тема, которая раскрывает суть ASO оптимизации,…
Tatiana Odnorozhenko
19.04.2024
Монетизация мобильных приложений была, есть и будет. У любого приложения есть две глобальные задачи. Быть актуальным для пользователя — помогать,…
Tatiana Odnorozhenko
10.04.2024
Если жизнь на Марсе, почему вымерли динозавры и что такое индексация приложения? В этом гайде мы беремся ответить на последний…
Tatiana Odnorozhenko
04.04.2024
Дайджест ASO новостей — это наше стремление быть в курсе обновлений, которые произошли на рынке мобильных приложений за прошедший месяц….
Tatiana Odnorozhenko
02.04.2024
Самые популярные ключевые слова в App Store 2024 — какие они, брендовые или нет, новые тренды или старые закономерности? Ответы…
Tatiana Odnorozhenko
22.03.2024

Заполните форму, чтобы получить книгу