ASO оптимизация для Indie разработчиков. Часть 1
ASO оптимизация для независимых разработчиков, или как принято называть Indie разработчиков, процесс совсем казалось бы необязательный. Как аналитика и оптимизация поможет в разработке классной мобильной игры? И правильный ответ будет - скорее всего никак. Но если смотреть более комплексно, игры создаются не в вакууме - если влияние тенденций и трендов, конкурентного поля, а самое главное, нам нужно устроить потом встречу пользователей и нашей классной игры. И вот тут уже в дело вступают ASO оптимизация и инструменты мобильной аналитики.
Если коротко, чтобы создать и разработать игру, мы можем спокойно обойтись без ASO, а вот чтобы ее нашли и установили - без оптимизации никак.
Думаю именно поэтому, практически каждая платформа аналитики мобильных приложений имеет свой план, то есть набор инструментов для оптимизации, которые поможет Indie разработчику сделать оптимизацию разработанной игры.
Мобильные игры и пользователи
Давайте посмотрим, откуда у мобильных игр берутся пользователи? Согласно анализу источников трафика - основной ресурс это поиск, 48% процентов пользователей устанавливают игры из поиска.
Следовательно, поисковая оптимизация это ключ к установкам. И раз мы тут размышляем про оптимизацию для инди разработчиков, то это не про большие рекламные бюджеты, следовательно сосредоточить усилия на органическом трафике - правильная стратегия.
Думать, что целевая аудитория для мобильных игр - все геймеры, довольно самонадеянно. Есть игры, где более половины игроков женщины, а есть игры для детей, поэтому нацеливаться на геймеров в целом - сложно и непродуктивно. Поэтому первое к чему мы идем - к конкурентам.
- Открытые источники - рекламные креативы. Помним про открытый репозиторий от App Store. Мы можем найти там, кроме удачных и работающих вариантов, неудачные примеры. А еще, если мы занялись исследованием еще до разработки игры (что является самой правильной стратегией), мы можем подсмотреть интерфейс, цветовые и схематические решения игр-конкурентов и сделать выводы в свою пользу.
- Магазины игр и приложений. Изучать сторы на момент вдохновения и анализа - must have для любой заинтересованной стороны. А если мы говорим про независимого разработчика, то он же маркетолог, он же таргетолог в общем, очень универсальный специалист.
- Социальные сети. В последнее время реклама и продвижение игр в социальных сетях стало чем-то обыденным, про это уже не говорят. Но вот использовать их, чтобы лучше понять свою целевую аудиторию и пользователей - обязательно.
На самом деле, изучение и анализ поведения пользователей мобильных игр, это огромный раздел, наполненный аналитическими данными и показателями, но когда мы рассматриваем целевую аудиторию в разрезе оптимизации игры, то речь пойдет несколько о другом. Скорее о том, как они будут искать игру, какими словами описывать поисковый запрос и что им продемонстрирует стор в результате.
Поэтому, основные усилия по работе с конкурентами мы направим именно на это - как они оптимизировали свои игры, как находят пользователей и что из обнаруженного мы применим в своей ASO стратегии.
Фактически, любые усилия по маркетингу мобильных приложений должны начинаться с позиционирования нашей игры для обнаружения. ASO играет стратегическую роль для Indie разработчиков, мы ставим перед собой цель - максимум органического трафика при ограниченных бюджетов. Ведь в отличие от больших компаний - разработчик рассчитывает только на свои силы, и в таком случае должен освоить принципы оптимизации приложений и игр.
Если говорить про оптимизацию, то стоит прояснить базовые моменты.
- Определение конкурентов. Мы можем сделать это сами - благо магазины приложений и обзоры индустрии есть в доступе. Или же пойти путем наименьшего сопротивления и работать через аналитику.
- Работа с ключевыми словами. Нужно найти и оценить, как пользователи будут искать нашу игру. Другими словами, мы должны думать как пользователи, а действовать как разработчик. Именно мы знаем функционал и основные фичи, а аналитика поможет нам разобраться с пользователями.
- Формирование метаданных - мы будем использовать ключевые слова на странице нашей игры в магазине, таким образом проведем аналогию для сторов - о чем наша игра и по каким поисковым запросам она должна появится в поисковой выдаче.
- Визуальные элементы. Когда пользователь смог нас найти, теперь он должен захотеть нас установить. Наша иконка, скриншоты и видео должны убедить его, что это именно та игра, которую он ищет.
- Анализ эффективности - кроме релиза и внедрения метаданных, мы должны понять, что же по итогу у нас получилось. По каким ключевым словам и на каком месте мы появляемся в магазине приложений, что происходит у конкурентов, не упустили ли мы какой-то интересный сегмент пользователей. И благодаря аналитике мы легко сможем повторить цикл действий сначала, но уже не с нуля, ориентируясь на рынок.
ASOMobile и ASO Indie
На самом деле, звучит гораздо страшнее, чем сделать на практике. Целый пул различный инструментов и аналитических платформ стоит на нашей стороне - сделать процесс оптимизации простым, понятным и быстрым. Еще забыли добавить - бюджетным, что в рамках практики инди разработки очень актуально.
Есть идея игры - PVP, постапокалиптический мир, зомби, шутер. Эта идея уже состоит из ключевых слов, которые описывают стиль, тип активности и направление, куда дальше нам двигаться. Мы просто забиваем в поисковую строку App Store - zombie war и выбираем понравившуюся нам игру для примера и основы ASO оптимизации. Так, наглядность и практичный подход будут преобладать в нашем кейсе по оптимизации инди-игры. Мобильная аналитика ASOMobile предлагает специальное пакетное решение для Indie разработчиков - одноименный тарифный план. Мы пройдемся по всем инструментам и посмотрим, что можно получить в итоге.
Основой для примера оптимизации мы выбрали Zero City
Следующий шаг - определиться с гео, т.е. страной на которую мы будем оптимизировать нашу игру. Давайте сразу же проясним, здесь речь идет о локализации страницы нашей игры, не про перевод самого геймплея. Про роль локализации можно прочитать здесь.
Локализация - США.
Платформа - iOS (аналитика дает возможность провести локализацию для двух магазинов).
Ссылка на игру - Zero City
Итак, у нас есть все, чтобы пройти все шаги текстовой оптимизации нашей будущей игры. Добавляем ссылку на игру, страну и поехали!
Сбор ключевых слов
Обратите внимание, что уже на базе этой ссылке мы уже начинаем собирать ключевые слова, благодаря подсказкам аналитики. И первым инструментом, куда нас автоматически приводит аналитика, после добавления игры, это Keyword Monitor.
Здесь уже есть семантика, т.е. поисковые запросы (20 ключевых слов и фраз добавлены аналитикой на самом первом шаге), мы будем здесь видеть наши поисковые запросы, которые удастся собрать благодаря другим инструментам аналитики.
Пока останавливаться подробно на Keyword Monitor мы не будем, так как это только начальный этап. Вернемся в него уже по окончанию работы с ключевыми словами, просто знайте, все что получится найти и добавить - будет храниться именно здесь.
Обратите внимание, что среди огромного разнообразия инструментов, они распределены в разделах и пока, на момент формирования данных для оптимизации, мы будем находиться в разделе ASO.
Практический каждый инструмент, к которому мы будем обращаться имеет вкладку Конкуренты - это и понятно, именно конкурентное поле формирует поисковую выдачу в магазинах, и нам неплохо бы узнать - кто они и по каким ключевым словам индексируются, ведь мы тоже такие хотим. Именно поэтому перейдем в Keyword Check.
Keyword Check
Инструмент, который покажет нам анализ любого поискового запроса - объем трафика, конкуренты, подсказки магазинов. Мы можем воспользоваться им для определения основных конкурентов, а потом добавить их в нашу аналитику, ведь на базе конкурентного поля и будет происходить ASO оптимизация. Для этого вводим самый общий ключ из названия нашей игры, которая лежит в основе оптимизации, как поисковый запрос и получаем результат - не только аналитику запроса, но и список конкурентов.
Добавляем их в аналитику. Так можно ввести все интересующие нас, популярные запросы и сложить картину наших конкурентов.
А что касается популярных поисковых запросов - Trending Searches покажет нам тренды и тенденции, бесплатных и платных категорий, а также самые долгоживущие и популярные поисковые запросы.
Еще мы можем смотреть данные за любой месяц и понять, если ли какая-то сезонность у популярных запросов - это даст возможность прогнозировать и учитывать рыночные влияния на стратегию оптимизации.
А теперь, возвращаемся к нашим ключевым словам и следующему инструменту, который сложно недооценить - App Keywords. Именно он показывает нам индексацию по ключевым словам любого приложения, т.е. мы видим по каким поисковым запросам показываются наши конкуренты, на каком месте, а также аналитику этих ключевых слов (как много пользователей ищут такой ключ, насколько он популярный, сколько приложений и игр индексируется уже по нему и т.д.).
App Keywords
Инструмент, на вооружении каждого ASO специалиста, давайте посмотрим почему и как мы будем использовать App Keywords для нашей оптимизации.
Вот так вот выглядит список ключевых слов, по которому проиндексировано наша игра - база для оптимизации, +2000 запросов. Не удивляйтесь, если увидите здесь абсолютно не связанные с игрой запросы, индексация возникает не только на базе тех ключевых слов, которые указаны в метаданных. А еще по множеству факторов, именно поэтому, так важно заниматься текстовой оптимизацией. Ведь без нее, наша игра может показываться по совершенно не связанным запросам, а по тем, что нам необходимы - ее вообще никто не найдет. Но про все по порядку.
App Keywords дает нам возможность добавить интересующие ключевые слова в семантическое ядро. Какие ключевые слова нас интересуют?
- релевантные, то есть те, которые описывают функционал нашей игры, ее стиль, целевую аудиторию и прочее. Проверка на релевантность может происходить следующим образом - нужно посмотреть, как выглядит поисковая выдача по этому запросу, и если там наши прямые конкуренты, смело забираем в наше семантическое ядро. Потом у нас будет возможность его почистить и проанализировать.
- ключевые слова, которые ищут пользователи. То есть те поисковые запросы у которых есть трафик. Обратите внимание, что такой показатель есть у каждого ключевого слова в App Keywords. Сразу же оговоримся, что поисковые запросы game, strategy game супер популярны, что означает высокую конкуренцию. Но это совсем не значит, что их нужно избегать - добавляем себе в работу.
- те, по которым индексируются конкуренты. Для этого нужно перейти во вкладку Конкуренты и добавить все интересующие нас ключевые слова.
Добавив все подходящие по нашему мнению ключевые слова, мы не останавливаемся и идем в следующий инструмент - Keyword Suggest.
Keyword Suggest
Сразу же из названия понятно, что мы будем работать с подсказками. Вспомните механизм поиска в магазине приложений, мы вводим слова и стор тут же предлагает нам все, что уже ранее искали по этому вопросу, как и Google. Но раз искали, значит это супер релевантные и подходящие ключевые слова. Аналитика дает возможность поработать со всеми подсказками магазинов в один клик. Давайте посмотрим, что мы можем собрать из подсказок для ключевого слова zombie:
Перебирая запросы, мы существенно пополним нашу семантику подсказками. которые кстати расположены в алфавитном порядке и даже включают в себя цифры. Чем еще хороши подсказки? Тем, что пользователи не будут вводить вручную длинные поисковые запросы, но с удовольствием нажмут их в подсказках. Так что уверенно добавляем все, что подходит, в наш пул ключевых слов.
Keyword Select
Мы продолжаем искать и расширять наше семантическое ядро. И инструмент Keyword Select покажет нам похожие запросы, на те, которые мы вводим для анализа. Это могут быть самые популярные запросы у пользователей, а мы найдем схожие с ними, что позволит нам охватить больше поисковых запросов в своей оптимизации. Если у нас возникают сомнения - всегда проверяем поисковую выдачу на наличие конкурентов.
Обратите внимание, отмахиваться от запросов shooter, но не с зомби, а с пришельцами, мы не будем. Пользователи которые ищут шутер, будут иметь выбор - а вот кто там будет в главной роли, возможно не так уж и важно. Плюс, таким образом мы понимаем популярность запроса шутер в нашем семантическом ядре. Это нам пригодиться в дальнейшем.
Keyword Finder
Инструмент, в котором не нужно ничего анализировать - он работает на базе тех запросов, которые уже есть в аналитике. Именно поэтому мы будем использовать его не в первую очередь.
Добавляем все подходящее в семантическое ядро, не забывая проверять сомнительные ключевые слова на релевантность при помощи поисковой выдачи.
Spy Explorer
Настало время сходить и посмотреть на конкурентов. Spy Explorer создан, чтобы в удобной форме мы могли сравнить либо свою игру с конкурентом, либо двух конкурентов.
Это можно использовать, как источник семантики, ведь мы, кроме сравнения позиций и количества проиндексированных запросов, можем анализировать ключевые слова и расширить свое семантическое ядро.
Keyword Monitor
Мы собрали со всеми инструментами 145 ключевых запросов в Keyword Monitor:
Теперь у нас есть еще несколько возможностей по расширению этого списка - анализ подсказок по ключевому слову.
И вот теперь можно переходить к анализу.
Анализ семантического ядра
После того, как мы воспользовались всеми доступными инструментами по сбору ключевых слов, самое время их проанализировать, посмотреть еще возможные подсказки и оформить ядро в удобный вид для дальнейшей работы.
- Сортируем ключевые слова по показателю трафика и исключаем показатель 0 или -. Для быстроты и удобства можно воспользоваться фильтром по трафику.
- Проверяем слова на релевантность при помощи поисковой выдачи или же логики. Например ключ warcraft явно выбивается из смысловой нагрузки, воспользуемся фильтром по слову и удаляем все связанные поисковые запросы.
- Сортируем ядро по трафику. Для этого есть удобные цветовые фильтры, что дает нам возможность разделить условно нашу семантику на три зоны - ключи с высоким показателем трафика помечаем зеленым, среднее значение - оранжевым, остаток семантики желтым. Цвета можно выбирать произвольно, главное, чтобы нам было понятно.
По итогу наше семантическое ядро приобрело окончательный вид, осталось 77 запросов, все они подходят под функционал нашей будущей игры и популярны среди пользователей.
Разница в формировании семантического ядра для App Store и Google Play
В данном практическом кейсе мы подробно рассмотрели, как собирать семантику для iOS игр и приложений. Для Android мы будем поступать абсолютно точно так же. Есть только один показатель, который будет отличаться - Apple Search Ads. Он существует только для iOS игр и приложений, служит дополнительным ориентиром и источником семантики, когда в нише совсем мало поисковых запросов и мы можем найти идеи в рекламе у конкурентов. Так что собирать семантическое ядро для Google Play так же легко, как и для App Store, есть только одно но, нужно обязательно собирать его отдельно, не используя одну семантику на два магазина. Есть много исследований, которые говорят про разницу в поведении пользователей, как и что они ищут в магазинах приложений. Согласно нашему практическому опыту - семантическое ядро для App Store всегда отличается от Google Play.
На этом мы заканчиваем первую статью из цикла ASO для Indie разработчкиков. Но по итогу публикаций, у нас на руках будет подробная инструкция, как пошагово оптимизировать мобильную игру своими силами и силами аналитики ASOMobile. В следующей публикации, мы рассмотрим формирование метаданных нашей игры.